История 1941-1945

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Целыми классами юноши-выпускники уходили на фронт. В первые месяцы войны события на всех фронтах развивались стремительно и трагически. Так, уже 27 октября 1941 года в окрестностях Новой Таволжанки фашисты заняли высокий правый берег Северского Донца. Наши войска стояли за железной дорогой, в районе Шебекино. Таким образом, основная часть села оказалась в нейтральной полосе. Занятия в школе были прекращены.

Фашисты часто переправлялись через реку, грабили мирных жителей, поджигали дома семей партизан. Одним из постоянных развлечений фашистов стала стрельба по Новой Таволжанке с высоких позиций правобережья. Днем стреляли по местным жителям, ночью – по любым огонькам в селе. Жители, находясь под постоянным прицелом, боялись выходить из домов и разжигать огонь в печах. Люди гибли во время артиллерийских и минометных обстрелов, враги поджигали трассирующими и зажигательными пулями соломенные крыши домов, в Архангельском неоднократно забрасывали в окна гранаты с целью последующего грабежа. Гибли дети от пуль снайперов, от осколков снарядов, бомб и мин. Такое противостояние продолжалось до лета 1942 года. Во время летнего наступления гитлеровцев в 1942 году Новая Таволжанка была оккупирована. В здании школы расположилась немецкая воинская часть. Село находилось в оккупации более 7 месяцев. Освобождение пришло только 9 февраля 1943 года, после разгрома фашистов под Сталинградом и последовавшего за этой победой наступления нашей армии по всему фронту

 Тяжелая и жестокая война оставила в нашем селе трагические следы: были сожжены и разрушены множество жилых домов, а также здания сахарного завода и колхоза. Школьное здание также было сильно повреждено. Всё это требовало немедленного и скорейшего восстановления.

После освобождения в Новую Таволжанку начали возвращаться эвакуированные жители: старики, женщины, дети. Голодом и холодом встретило их родное село. Старшеклассники в полную силу работали в колхозе и на заводе по восстановлению разрушенных зданий, младшие помогали по дому. Война была в разгаре, фронту нужен был хлеб, дети работали на колхозных полях. В стране не хватало рабочих рук – мужчины были на войне. Вот и шли 14-15 летние мальчики на курсы трактористов и в ремесленные училища осваивать профессии каменщика, токаря, слесаря, плотника.

Главной задачей того времени для народного образования стало восстановление школы. Довоенный директор Рамзова Зинаида Григорьевна и её незаменимая помощница учитель биологии Косенко Матрена Тихоновна объединили усилия оставшихся учителей, учеников, родителей – всех, кто выжил и не ушел на фронт. Школа восстанавливалась без выделения каких-либо средств, ведь шла тяжелая война. Школьное здание помогали ремонтировать учителя и ученики, выбитые окна были заложены кирпичом, только часть окон была застеклена, так как стекла было мало. Так, благодаря энтузиазму учителей и жителей села, в октябре 1943 года занятия в нашей школе все-таки начались.

 

За парты в школе 13 октября 1943 года сели только 60 детей. Трудно начинался первый после освобождения учебный год. Рядом шли бои, кругом разруха. Не хватало учителей, почти не было учебников, совсем не было тетрадей, не хватало ручек, чернил и много другого. Вся тяжесть организации учебного процесса легла на плечи женщин-учителей. Часто в одном классе занимались дети от 7 до 16 лет.

Посещаемость занятий была значительно ниже довоенной. Многие учащиеся были вынуждены бросить школу. Среди причин выбытия были такие: работа на заводе, в колхозе и дома, отсутствие обуви и одежды, длительная болезнь и другие. Остро стоял кадровый вопрос. Вся тяжесть организации учебного процесса легла на плечи женщин, образовательный уровень педагогов был невысок. Большая часть работников имела законченное среднее педагогическое образование, высшее образование среди учителей имели единицы, а часть даже не имели полного среднего образования.

Но, несмотря на это, ветераны вспоминают, что в послевоенные годы в школах царила особая атмосфера. Не существовало проблем с дисциплиной, наблюдалась высокая работоспособность учеников. Старожилы рассказывают, что за 5 минут перемены (такие короткие перемены были обусловлены многосменной работой школы) учащиеся успевали выучить наизусть стихотворение. Не хватало художественных текстов. Ученица тех лет вспоминала, что когда в четвертом классе сдавали экзамен по чтению, текст «Каштанки» многие знали наизусть. Пройдя страшную войну, жители нашего села относились к образованию, как к большой ценности. Отсюда стремление к познаниям, уважение не только к конкретному учителю, но и к учительской профессии вообще как к самой мирной и созидательной.

 

Регулярные занятия начались только 1 сентября 1944 года. Был назначен новый директор - Бондарева Софья Лаврентьевна, были сформированы классы, был воссоздан педагогический коллектив, школьное здание было отремонтировано. Укреплялась материальная база школы, кабинеты и библиотека пополнились новыми приборами, инструментами, книгами. Несмотря на тяжелые условия военных лет, учителя прилагали все свои силы и знания для успешного обучения и воспитания детей. Учителей не хватало. Условия жизни и работы педагогов были обусловлены военной обстановкой. Учитель получал в магазине 400 граммов хлеба на себя и 300 граммов на иждивенца. К урокам приходилось готовиться при лампах-коптилках. Экономили каждую каплю керосина. Недоставало тетрадей, учебников, письменных принадлежностей, наглядных пособий. Часто ученики писали на старых газетах между строчек. Учебник выдавался на 2-х - 3-х человек.

 

Война оставила в селе еще один страшный след. Окрестности села и прилегающие поля были заминированы. Мины и неразорвавшиеся снаряды можно было найти и в самом селе. Шебекинский райвоенкомат призывал тогда 14-15-летних мальчишек для учебы на минеров и последующем участии в разминировании. Подростки нашего села под руководством военных саперов выполняли эту трудную и опасную работу. На улицах Октябрьской и Комсомольской разминированием занимались подростки Смык Виктор, Брзожовский Анатолий, Шевкун Анатолий, Куценко Павел, Жаров Михаил, Шигин Евгений и др. На улицах Пионерской, Первомайской, Серикова юными саперами были Гайдук Николай, Проценко Иван, Беликов Иван, Нелепа Николай, Куценко Николай, Горденко Николай и др. Еще одна группа юных саперов: Лифшиц Владимир, Муравьев Владимир, Мазины Леонид и Николай, Губаревы Анатолий и Николай занимались разминированием в районе станции Нежеголь. Опасное занятие подростков иногда заканчивалось трагедией. Так подорвался на мине Николай Быльченко, ранены были Анатолий Брзожовский, Павел Куценко, Володя Анненко и многие другие. Так гибли и калечились дети войны. Более пятидесяти детей Новой Таволжанки пострадали во время боевых действий и во время разминирования в освобожденном селе от врага.

Осенью 1944 года, когда район был обезврежен от мин, юных минеров премировали, выдав каждому по паре резиновых галош и по 2 метра ткани на брюки. По тому времени это был ценный подарок.

Восстанавливая систему образования, учителя и ученики столкнулись с множеством проблем.

Во–первых, негде было заниматься, здание начальной школы было сильно повреждено. Поэтому в это время существовала многосменка, иногда занятия проводились до трех смен, а наполняемость классов была свыше 40 человек. Все классы были разновозрастные, в одном классе могли заниматься учащиеся с разностью в возрасте до 5-6 лет. Посещаемость была низкая, многие были вынуждены просто оставлять на некоторое время учебу по тяжелым семейным причинам – негде жить и нечего есть. Не хватало учителей, мужчин перед войной в школе было много, но большинство из них ушли на фронт.

Другой важной проблемой было отсутствие учебников, учебных принадлежностей, школьной мебели. Иногда на целый класс приходился один учебник. Так, в 1943 году в первом классе было всего два букваря, и уроки приходилось делать по этим двум учебникам: половина класса приходили к учительнице, а другая половина – к одному из учеников. Во время урока писали и решали на доске мелом, так как практически ни у кого не было тетрадей. По воспоминаниям учеников тех лет, писали на обрывках газетной бумаги, на полях и между строк старых тетрадей, и только для контрольных работ родители покупали на рынке тетради, они стоили по 100 рублей, а в ней было всего 8 листов. По тем времена это было очень дорого: стакан соли (соль была дефицитом во время войны) стоил тоже 100 рублей, а зарплата рабочего составляла 400-500 рублей. Старожилы вспоминают, что эти тетради были сделаны из очень плохой, некачественной бумаги, чернила растекались по всему листу.

Жители отовсюду сносили в школу столы, стулья, скамейки, передавали на восстановление школ деньги, хотя они сами жили в тяжелейших условиях: не было одежды, обуви, продуктов питания. Многие вспоминают, как приходилось на время откладывать учебники и ждать, пока пройдет головокружение от голода. От голодной смерти детей спасал так называемый «приварок». Очевидцы рассказывают, что его готовили из козьего молока, которое разбавляли с водой и чуть посыпали солью. Но и такой напиток был роскошью.

...Война стала тяжелейшим испытанием для нашей страны, для нашего села, нашей школы. Храбро сражались наши земляки – выпускники школы, прославив ратными подвигами родное село. Особенно отличились в боях с врагом Сериков Иван Павлович, работавший в школе до войны секретарем комсомольской организации и старшим пионервожатым и Ушаков Дмитрий Андреевич, который после окончания нашей школы работал учителем в Никольской школе, откуда и был призван в армию. Им обоим за мужество и отвагу, героизм, проявленный в боях с фашистской Германией присвоено звание Героя Советского Союза.

Сотни жителей села, выпускников школы погибли в те годы при защите Отечества от фашистской нечисти. В Прибалтике погиб Шевкун Иван Дмитриевич, на Курской дуге – Киселев Борис, на юге – Суровцев Николай, на Северном флоте – Чаплин Федор. Погибли Маслов Иван, Гребенщиков Дмитрий и еще множество выпускников нашей школы – всех перечислить невозможно. В числе погибших на Великой Отечественной войне и школьные учителя: Полуэктов Алексей Федорович, учитель истории, директор школы в 1938 году, Фертов Александр Маркович, учитель географии, Ветров Владимир Кириллович, учитель физической культуры, Ерохин Алексей Максимович, учитель физики, Ломов Михаил Алексеевич, учитель химии, Ишков Афанасий Григорьевич, учитель географии.

И вот наконец пришел долгожданный День Победы. Война закончилась. Одной из главных задач перед сельской и районной администрацией стало восстановление системы образования. Ко времени окончания войны в нашей школе отремонтировано школьное здание, сформирован педагогический коллектив и учебные классы, идут регулярные занятия. Школа живет...

Но только в 1946 году состоялся первый послевоенный выпуск десятиклассников.

 

История школы 1946-1954