История 1885-1918

 

 

 

Создание школы в Новой Таволжанке связано с именами братьев Дмитрия и Петра Боткиных. Осенью 1885 года школа приняла в свои стены своих первых учеников. Это было небольшое одноэтажное здание с одной классной комнатой и называлось оно церковно-приходской школой. На содержание школы из средств Товарищества Боткиных в те годы отпускалось ежегодно 420 рублей. 

С 1891 года эта школа реформировалась по общему типу земских начальных школ и стала именоваться заводским училищем Товарищества Боткиных.

Учащиеся и преподаватели двухклассного училища  

Церковно-приходская школа в начале XX века

 

В 1898 году школа преобразована в двухклассное Министерское училище Товарищества Боткиных, а в 1901 году это училище было размещено в специально выстроенном для него здании с водопроводом, электрическим освещением и водяным отоплением. Обставлено оно было мебелью по образцам Рисмана (т.е. стандартными ученическими 2-местными партами) и снабжено всеми необходимыми пособиями, а также имело библиотеку, заключающую около 1500 томов.

Так было записано о школе в книге «Новотаволжанский сахарный завод Товарищества Боткиных», изданной в Киеве для Всероссийской выставки 1913 года, которая проходила также в Киеве.Так было записано о школе в книге «Новотаволжанский сахарный завод Товарищества Боткиных», изданной в Киеве для Всероссийской выставки 1913 года, которая проходила также в Киеве.

Сотрудники и ученики церковно-приходской школы

   

Училище Товарищества Боткиных в начале XX века

 

С 1899 года в нашем селе существовало две школы: церковно-приходская и начальная (земская), позже переименованная в двухклассноеПлясов Ю.Г. училище. Штат преподавателей в церковно-приходской школе, где обучались, в основном, дети крестьян, состоял из законоучителя (дьяк церкви) и одного учителя. Штат преподавателей двухклассного училища состоял из законоучителя (священника), старшего учителя, двух учителей и учителя гимнастики (стражника). В училище обучались дети заводских служащих, мастеровых и рабочих. Общее число учащихся в 1912-1913 году составляло 168 детей, из которых было 107 мальчиков и 61 девочка. Окончившие курс обучения могли продолжать учебу в Шебекинском сельскохозяйственном училище (училище Ребиндера), в Белгородской учительской семинарии или поступали в 4-й класс гимназии в Волчанске. Так, Юрий Григорьевич Плясов после училища окончил учительскую семинарию в Белгороде и возвратился в родное село работать учителем математики, а в 1910 году возглавил училище.

Рамзова Зинаида Григорьевна окончила в 1910 году училище Товарищества Боткиных, поступила в гимназию в Волчанске, закончила её, позже работала в школе учителем начальных классов, истории, завучем, директором школы.

За время существования училища (1891-1913 г.г.) его закончили 845 человек, из которых 569 мальчиков и 276 девочек, а до 1917 года училище закончили более 1000 человек. До 1910 года попечителем училища был Митрофан Васильевич Гончар-быш, он же был учителем. Вторым учителем была Анна Федоровна Исаева. Обучение было четырехлетним. В училище преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности.                                                                                                                                                                     

В 1910 году обучение в училище стало шестилетним, учителей стало больше: это Маслова Раиса Федоровна, Тищенко Семен Сазонтович, Черняева Евдокия Андреевна и её сестра Бескровцева Варвара Андреевна, Плясов Юрий Григорьевич, священник отец Георгий (Елисеев) и инспектор Волоткин. Учебный курс училища включал:

1) закон Божий;

2) чтение и письмо;

3) русский язык и церковно-славянское чтение с переводом на русский язык;

4) арифметику,

5) практическую геометрию;

6) географию и историю отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии;

7) сведения из естественной истории и физики;

8) черчение и рисование;

9) пение;

10) гимнастику.

 

Новогодняя елка 1913 года в двухклассном училище

 

Школа в нашем селе играла большую роль в культурном развитии и подготовке грамотных рабочих для сахарного завода, который по уровню технологии и совершенства производства был на то время одним из лучших в России.

 

Однако не все дети могли посещать школу. Более 50% девочек в школе не учились, а с малых лет помогали во всех домашних делах, старшие считали, что девочкам – не до учебы. Дети крестьян имели возможность посещать только церковно-приходскую школу, где за три года обучения осваивали элементарные знания по чтению письму и математике. Большую часть времени в церковно-приходской школе уделяли Закону Божьему. После окончания этой школы подростки начинали заниматься тяжелым крестьянским трудом: помогали родителям обрабатывать землю, содержать домашних животных, присматривать за младшими детьми.

 

 

 Новогодняя елка в училище в 1913 году

История школы 1918-1941